И веют древними поверьями…
27.07.2011Пока в Нижнем Новгороде голосуют, где строить новый стадион к ЧМ-2018, местная «Волга» играет на одной из самых старых арен премьер-лиги — «Локомотиве», которому через год стукнет 80 лет.
На матче «Волга» — ЦСКА в минувший четверг проводили опрос: где вы хотите, чтобы построили арену к чемпионату мира. Предлагалось три варианта. Первый — Комсомольская площадь. Второй — Ольгино. Третий — «на ваше усмотрение». Автор этих строк, равно как и двое его столичных коллег, не бывали ни на Комсомольской площади, ни уж тем более в загадочном Ольгине. А потому не мудрствуя лукаво мы предложили свой проект — построить арену на месте нынешнего старичка «Локомотива» — и опустили микробюллетени в урну. Теперь остается надеяться, что помимо нас проголосовал еще кто-нибудь и наш вариант не одержит сенсационную победу.
ВОЛНА В ЛЯГУШАТНИКЕ
На нижегородском «Локомотиве» 1932 года рождения могли бы играть отцы, деды и, возможно, прадеды нынешних футболистов «Волги». Впрочем, он еще не самый старый из строений-пенсионеров РФПЛ. У четырех клубов места обитания еще старше.
Арена одновременно уютная и неудобная, обладающая всеми признаками типичного провинциального стадиона. После финального свистка зрители прогуливаются прямо через поле, что чудесным образом не отражается на качестве изумрудного газона. Нумерации сидений и рядов как таковой нет, садятся все в основном, кто куда хочет, а многие болельщики предпочитают смотреть за перипетиями встреч, стоя на беговых дорожках и чуть ли не в спину дыша Карпину или Слуцкому. И оттого официальная вместимость, 17 856 зрителей, является довольно-таки спорной.
Стюардам не знакомы понятия смешанная зона и ложа прессы, да и нет их здесь. Журналистам отведены самые обычные места без рабочих столов, а трудиться приучают с препятствиями — мимо постоянно проходят полицейские чины, отпуская шутки вроде: «Вы контрольную пишите?» или «Эх, давно мечтаю научиться так быстро печатать!» Если бы наши полицейские охотились за нарушителями закона так же яро, как шутили, то в России исчезла бы преступность и страна превратилась в государство-утопию.
АДМИРАЛЫ И БОЦМАНЫ
Зрителей в Нижнем, как могут, приучают болеть по-модному. Конферансье запускает волну и предлагает вместе скандировать фамилии игроков. За час до матча гремит тяжелый рок, а команды появляются на поле под ту же музыку, что включают при выходе на сцену резидентов юмористического шоу «Камеди Клаб». Волна пока получается такая, что напугает разве что купающихся в лягушатнике, а из футболистов зрители вспоминают только Салуквадзе и еще пару-тройку человек. Но ведущий с микрофоном не унимается, и с каждым разом выходит пусть чуточку, но лучше.
Названия у трибун залихватские, с морской тематикой. Северную кличут «Матросский вираж», Восточную — Мичманской, Западную — Флагманской. Всякому обладателю билета присваивают соответствующее звание. Купил самый дешевый — становишься матросом или боцманом, пошел на VIP — значит, адмирал или контр-адмирал. Когда-то ходили разговоры о возведении Южной трибуны и переводе туда гостей с Северной. Но они так разговорами и остались.
Со всех сторон «Локомотив» обрамляют уличные кафе и шашлычные, откуда и в будни, и выходные доносятся голоса Ирины Аллегровой и Верки Сердючки, а в дни футбольные звучит нестройный пьяный хор фанатских голосов. За два часа до матча там и в соседних палатках перестают продавать спиртное, а снимается сухой закон через два часа после финального свистка.
МЕЧТА О СВЕЖЕСТИ
Одна из достопримечательностей «Локомотива» — его осветительные мачты. «Таких больше нигде в мире нет! — с гордостью говорит директор стадиона Александр Уголков — тот самый, что подал иск к ФК «Зенит» на 560 тысяч рублей за прожженную гидроизоляцию. — Они у нас сделаны из…цистерн!»
Уголков — человек бывалый, сам в прошлом крайний защитник, играл в стиле нынешнего Жиркова. Место «Локомотива» в российской футбольной иерархии он осознает прекрасно. Иллюзий не питает, вздыхает только тихонечко: «Ну, вы же понимаете, везде откаты, все подзаработать хотят… Везде сплошные откаты…» А на «Локомотиве», считает Уголков, особо не подзаработаешь.
— Наш собственник, РЖД (а, точнее, Горьковская железная дорога. — Прим. Д.С.), ничего не вкладывает, — говорит директор. — Отдали б кому-нибудь, а то, как собаки на сене. И сам не гам, и другому не дам.
— Спрос-то есть?
— А то! Москвичи пытались купить.
— Кто?
— Российское физкультурно-спортивное общество «Локомотив». Эх, давали бы мне с каждого заработанного рубля, допустим, по 20 копеек на развитие! Я бы всех своих ребят собрал: «Так, у кого какие идеи, планы?» Да никто не даст. Все держится на энтузиазме. А хочется сделать, чтобы красота, уют… Чтобы подходишь к писсуару — а оттуда веет свежестью, мыльце ароматическое лежит…
Есть у Уголкова и другие мечты. На то, что на месте «Локомотива» построят что-то новое или реконструируют старую арену, он не рассчитывает, хотя не скрывает, что амбиции такие есть. А вот стать в 2018 году тренировочным полем для какой-нибудь национальной сборной — почему бы и нет? Правда, для ее воплощения, по мнению директора, неплохо бы снести расположенные неподалеку котельные.
ЧАША И В АФРИКЕ ЧАША
Главный источник дохода уголковского детища — арендная плата от «Волги», которая тут квартиросъемщик. Копеечка капает и за матчи, и за тренировки. Выбор у клуба невелик. Кроме «Локомотива» есть еще малюсенький «Полет», где проводит матчи дубль, и «Северный», где прописан «Нижний Новгород». Но там сейчас играть нельзя — по слухам, беда с фундаментом.
— Стадион, построенный к ЧМ-2018, передадут ФК «Волга» в постоянное пользование, — убежден президент клуба Алексей Гойхман. — Об этом сказал губернатор области Валерий Шанцев на одном совещании. А он у нас человек спортивный. Во всех отношениях.
— Каким вам видится в грезах новый дом?
— Ничего уникального не надо. Взять типовой проект, привязать к местности, провести коммуникации. Создавать собственный проект — это интересно, да. Но я на семидесяти процентах европейских стадионах побывал — везде принцип один и тот же, отличия в мелочах. Где-то выезжающее поле, где-то лифты в судейскую, как в Грозном. А так, чаша — она и в Африке чаша. Но пока играем на «Локомотиве». Тяжело. Арена старая. Мало входов… Сами все понимаете…
«В ОЛЬГИНЕ ЖИЗНИ НЕТ»
Директор «Локомотива» Уголков уверяет, что место, где стоит «старичок», — самое что ни на есть футбольное и удобное. А вот жители Нижнего полагают несколько иначе. Точка на карте — да, приемлемая. Удобно добираться от вокзала, пешком минут десять. Прямо под боком — станция метро «Чкаловская». А вот окружающие объекты влекут неудобства. Арена окружена препятствиями со всех сторон. То пресловутый парк «Сад Первого мая», куда втекает поток гостевых фанатов и где его запирают. В итоге остальным болельщикам приходится идти в обход, делая громадный крюк. То ненавистные котельные, то железная дорога, то трамвайные пути. Совсем рядом — жилые деревянные домики. Их жителям вряд ли по душе толпы товарищей в цветастых шарфах, толпящихся и периодически справляющих нужду у них под окнами.
Комсомольская площадь — совсем другое дело. От «Локомотива» до нее — рукой подать. Там удобные подходы-подъезды, потенциальные места для парковок. Опять-таки исторический центр. Метрополитен поблизости. Город разделен Окой на две части — верхнюю, где сконцентрированы почти все памятники и туристические места, и нижнюю, в которой преимущественно рабочие районы, заводы (один из них, масложировой, особенно вонюч), «Локомотив» и означенная площадь. Линии метро простираются только под нижней частью, но 4 ноября 2012 года открывается первая станция в верхней, и добираться до стадиона ЧМ-2018 на Комсомольской будет удобно отовсюду. Котельных и прочих лишних зданий в округе нет.
Что касается Ольгино, то это модный проект. Стадион на окраине — «как в европах». Сейчас там растут современные многоэтажки, а еще недавно простирались поля и луга.
— Ольгино — это где? — спрашиваем у местного жителя Андрея, сведущего в футболе.
— Эээ… Ну как вам объяснить? Как у черта на куличках…
— Типа Южного Бутова в Москве!
— Точно!
— А метро там есть?
— Да там жизни нет! Если серьезно — отличный вариант для тех, кто будет добираться на машине. Да только много ли у нас болельщиков на колесах…
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ
Наконец, еще одна животрепещущая тема — название новой арены ЧМ-2018. Пока рассматриваются совершенно банальные варианты вроде «Волга Арена». Хотя в народе шушукаются — хорошо бы продать его под рекламу крупной пивоваренной компании, которая на нижегородском заводе помимо своего фирменного напитка с именем заграничным производит еще и местное «Окское».
Впрочем, подождем. На эту тему голосования в Нижнем еще не было.
www.sport-express.ru
Рубрики Чемпионат мира 2018 Теги Футбол. ЧМ-2018, ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде
Добавить комментарий