Тошичная селекция
28.09.2010Зоран Тошич, самый дорогой футболист в истории ЦСКА, знакомится с PROспорт и рассказывает, чему научился в «Манчестере», как дружил с Криштиану Роналду и зачем решил приехать в Россию.
Настоящую осень, серую и мокрую, московский ЦСКА встречает будничным матчем с «Сибирью», подмосковные Химки — праздником. «Арене Химки» стукнуло два. Пока бесплатная водка помогает журналистам уминать праздничный торт в виде футбольного поля, на том поле, где вместо бисквита газон, объявляется черт. Зоран Тошич — чернявый парень с взъерошенными волосами — выскакивает на левый фланг армейской атаки и принимается пакостить. Активности, правда, хватает на полтайма. После пары полетов в самое пекло Тошич получает копытом в спину, с травмой доигрывает первый тайм и на второй уже не выходит. Еще в прошлом сезоне Зорана Тошича толкали в самых посещаемых лигах Европы. Целый год — с января по декабрь 2009-го — он бился об основной состав «Манчестер Юнайтед». Подбадриваемый добродушной публикой «Олд Траффорд», Тошич пять раз засветился в составе первой команды и довольствовался статусом главной звезды резервного состава. Полугодовая аренда в немецком «Кельне» принесла сербу полторадесятка увлекательных игр, голы, передачи, приз лучшего игрока клуба в обход локальной звезды Лукаса Подольски и занятное предложение из ЦСКА. Тошич — самая дорогая покупка в истории армейцев; 8 млн фунтов они еще ни за кого не платили. Деньги сразу же стали работать: к сентябрю в восьми матчах за ЦСКА Тошич вколотил четыре гола, отдал пять передач, но главное — не пустил на армейские трибуны ностальгию по Милошу Красичу, вырвавшемуся наконец в «Ювентус». Дождавшись, пока Тошич прогреет спину на физиопроцедурах, PROспорт начинает знакомство.
— Я видел только одного серба, который так хорошо говорил по-английски, — Матею Кежмана. Вы же выучили его еще до Манчестера?
— Я учил его в школе целых восемь лет. Мне всегда это было интересно, потому что я понимал: придет время, и я покину Сербию. При этом в своем классе я был далеко не самым лучшим — из-за футбола, конечно. Когда приехал в Англию, у меня не было переводчика — приходилось общаться на английском. Из сербов рядом был только Видич — больше никого. На первую пресс-конференцию, где я был с сэром Алексом Фергюсоном (Тошич называет тренера «МЮ» именно так.), пригласили человека, который бы мне помогал. Но начал я все равно сам: I don’t know English very well. But try to explain something. Журналисты были удивлены: они привыкли, что новички на их языке вообще не говорят. Кажется, я им понравился.
— Всем известно, что в детстве вы болели за именно за «МЮ». А как же «Црвена Звезда»? Как же «Партизан»?
— В моем родном городе команда была только во времена Югославии. Поэтому я с детства
болел за «Партизан». Не был фанатом, не ходил на матчи и не говорил на каждом шагу, как я люблю этот клуб. Но когда спрашивали, «Звезда» или «Партизан», выбор для меня не стоял… Вообще после финала Лиги чемпионов — 1999 моей любимой командой была «МЮ». Еще до того великого матча я любил их, а потом — просто восторг. Мой любимый игрок той команды — Бекхэм. Он был ее сердцем.
— Дэвида Бекхэма мало кто любит. Потому что очень популярный.
— Понятно, что не любят. Мне на этот счет очень умную вещь сказал один из друзей: «Почему все не любят Бекхэма и Криштиану Роналду? Потому что когда ты приходишь домой, твоя девушка смотрит футбол и говорит: «Смотри, а этот Бекхэм отлично выглядит». Конечно, никому это не понравится.
— Что вы делали, когда узнали: вас покупает «МЮ»?
— Это был самый конец декабря 2008 года. Тогда я был в горах в Сербии вместе со своей женой и нашими друзьями. Мы отдыхали, и я ждал новостей от своего агента. Он все время звонил и говорил: «Терпи. Терпи. Терпи». За день до Нового года он наконец позвонил и сказал, что надо возвращаться в Белград как можно скорее — люди из Манчестера приехали с контрактом. Я подписал этот контракт 31 декабря в полдень. Потом отправился домой и стал ждать полуночи, чтобы отметить сразу два праздника — Новый год и подписание контракта. Это лучший новогодний подарок, который я когда-либо получал.
Почему этому подарку так и не нашлось применения, Тошич не любит рассказывать. Чтобы
понять, почему молодой серб так и не заиграл в «МЮ», стоит просто взглянуть на крылья той команды, которая весной-2009 неслась к очередному английскому чемпионству и второму подряд финалу Лиги чемпионов. По краям атаки, где мог бы сгодиться Тошич, ошивались Криштиану Роналду, Пак Джи Сун, Райан Гиггз и Нанни.
— Когда я начал играть в футбол, у меня было три мечты: играть за «Партизан», сборную
и «МЮ». Я думал, если все это сбудется — перестану тренироваться. Но я добился всего этого в 21 год. И не собирался останавливаться. Я всегда недоволен своей игрой.
— Что вас больше всего удивило в Англии?
— То, сколько в местном футболе силы. Ты должен быть сильным, здоровым, хорошо подготовленным и сконцентрированным на все сто. Первые пару месяцев я был как не в себе. «Что это такое? Работать, работать, работать…» Как будто одни монстры вокруг… Что до бытовых проблем, то она там только одна — погода. Она там всегда такая же, как сегодня в Москве, — Тошич тычет пальцем в окно, по которому с самого утра барабанит дождь. — Много времени на улице провести нельзя. Но это и хорошо: можешь сконцентрироваться на футболе. Только игра — ничего кроме нее.
— Свой первый матч за «МЮ» вы сыграли, поменяв Криштиану Роналду.
— Мало того что я перешел в клуб, за который болел с детства. Так еще и в первой игре заменил футболиста, которого в то время признавали лучшим в мире! Даже сейчас, когда я вижу этот момент в YouTube, я не могу выразить те чувства, которые испытывал. Но чувства эти были изумительными.
— Что Криштиану за человек?
— Это один из тех, кто сильно мне помог. Первым был Видич, мой земляк. А у Криштиану
я старался всему научиться. Иногда после тренировки он подходил ко мне и предлагал поработать вместе. Мы работали в зале, отрабатывали штрафные, финты. Криштиану сам же пришел в «МЮ» молодым. И он помнил, как Гиггз, Скоулз или кто-то еще точно так же помогали ему. Вот и он старался поделиться с молодыми своим временем и умениями. Если честно, я этому удивился. Когда смотришь ТВ, можешь подумать, что это ужасный тип. Но пообщаешься — и полностью меняешь мнение.
— Когда Криштиану снимает футболку, он похож не на футболиста, а на модель из рекламы нижнего белья.
— Видели бы вы, сколько он работает! Над каждым мускулом, над каждым сантиметром
своего тела. Скажу только одну вещь: он первый, кто приходит на тренировку, и последний, кто ее покидает. Каждый день.
— Чему научил вас Алекс Фергюсон?
— Главное — я узнал, как должен играть я и как должна играть команда. «МЮ» всегда играет в атакующий футбол. И главное правило — как только отбираешь мяч у соперника, сразу идешь вперед. Потому что это лучший момент, чтобы создать что-то. Если отобрать мяч, а потом отдать его назад, еще раз назад, соперник вернется, и эффект будет уже совсем не тот. Теперь я знаю, как надо играть. Я очень люблю такой стиль.
Из Англии Тошич привез не только впечатления от Фергюсона, Видича и Роналду, но и забавный акцент. Соглашаясь, Тошич говорит «Йе!» так, как это делают где-то между Престоном и Йоркширом, — реактивно, будто хлыстом по асфальту.
— В вашей карьере есть матч, которым вы гордитесь?
— Йе. Матч за сборную против Южной Африки. Товарищеский матч, который мы играли
перед чемпионатом мира. Я забил два мяча. Но дело не в голах. Я выглядел таким уверенным
и мощным, что, кажется, не потерял ни одного мяча. Все, что я хотел сделать, все получалось. Почему так случилось? Не знаю. Но я как будто был под наркотиками.
— Вы сказали: первое, что понравилось в ЦСКА, — город Москва. Что в ней может понравиться иностранцу?
— Ну, это один из самых больших городов в мире. Все, что хочешь найти, находишь. Первые
дни друзья возили меня по городу, я смотрел вокруг и понимал: Манчестер — совсем не то. Кельн тоже. Да, там есть несколько милых зданий, но когда я попал на Красную площадь, понял: до этого никогда ничего подобного не видел.
— Как вы познакомились с главным тренером ЦСКА Леонидом Слуцким?
— Как приехал, встретились с ним вместе с переводчиком. Он сказал, что смотрел мои матчи,что многого ожидает от меня, что рассчитывает на меня на обоих флангах атаки. Мне же совершенно все равно, где играть — справа или слева. Я рад, что играю везде на одинаковом уровне.
— Вы знаете, что прозвище Слуцкого —«русский Моуринью»?
— Нет, не знал. Правда, когда вы говорите про Моуринью, я могу понять, что имеется в виду. Мы играем так же компактно, как это делают команды Моуринью. Мы очень хороши в тактике. Если посмотрите на поле, то увидите, как здорово вся команда движется.
— Вещь, которую вы не можете понять в российском футболе?
— В Москве живет 20 млн человек, а трибуны пустые. 20 миллионов — и не набирается 20 тысяч, чтобы поддержать ЦСКА! Я не понимаю, как такое возможно.
— Тогда зачем вы приехали? Англия и Германия — самые посещаемые лиги Европы, а в России футбол смотрят не столько болельщики, сколько пустые кресла.
— Я знал это еще перед приездом и был расстроен, конечно. Ничего не могу с этим сделать.
В Англии я сыграл немного и не могу говорить об атмосфере. Но в бундеслиге было что-то потрясающее: полные стадионы и неправдоподобные фанаты. 50 000 человек на каждом домашнем матче! Я мог остаться в «Кельне» и бороться за выживание. В ЦСКА я играю в Европе и могу быть на самом верху. Между трибунами и верхом я выбрал второе.
— Вам 23, но вы женаты и у вас есть дочь. Сербы рано женятся?
— Сербские футболисты — рано. По крайней мере у меня много друзей, у которых уже есть
семьи. Я женился прошлым летом. Я встретил ту самую девушку и знаю, что проведу с ней всю жизнь. Кроме того, мне нужен кто-то, кто поддержит меня. Ведь когда я приехал в Манчестер, мне было всего 21.
— Кто из игроков ЦСКА смог бы заиграть в «МЮ»?
— Вагнер, когда серьезный. Игнашевич. Я получаю удовольствие от того, как он играет. Абсолютно точно, он защитник номер один в России — играть он смог бы и в «МЮ», и в любом другом топ-клубе. Акинфеев. Может, некоторые рассердятся, но я назову три эти фамилии.
Юрий Дудь, «PROспорт», pfc-cska.com
Рубрики Пресса, статьи, интервью, Футболисты Теги Зоран Тошич
Добавить комментарий